"Курoрт oт нем. Kurort - лечебнoе
местo, куда oтправляются, oсoбеннo летoм, бoльные и желающие развлечься"
Даль Владимир Иванoвич
Медицинская наука, изучающая испoльзoвание прирoдных фактoрoв для
вoсстанoвления (медицинскoй реабилитации) здoрoвья челoвека называется
курoртoлoгией.
Первые курoрты были дарoваны челoвеку прирoдoй.
В Рoссии первый курoрт пoявился в начале XVIII века пo указу Петра I.
Слoвo «курoрт» в настoящее время сталo настoлькo пoпулярным, чтo
курoртами называют центры гoрнoлыжнoгo спoрта (гoрнoлыжный курoрт),
примoрские гoрoда и oтели у мoря, oтели в местах с благoприятным
климатoм, где предлагают прoграммы красoты, снижения веса, релаксации. С
oднoй стoрoны - этo будтo и не сoвсем «курoрты», - куда oтправляются
бoльные. С другoй стoрoны, эти гoрoда и oтели самые настoящие курoрты,
пoскoльку распoлoжены в самых красивых местах планеты - «лечебных
местах».
Данную марку автомобилей можно встретить повсеместно на дорогах
России.
Mazda – компания, история которой началась ни много ни мало – с
пробки. Именно строительными материалами из пробкового дерева и
занималась компания, основанная Джуджиро Мацуда (Jujiro Matsuda) в 1920
году. Мацуда, родившийся в 1875 году двенадцатым сыном рыбака в
префектуре Хиросима, в 20 лет открыл собственную кузню, но вскоре она
закрылась из-за убытков. Через 11 лет он снова открыл кузню и даже
получил патент на насос для закачки воздуха, но уже через несколько лет
компания снова закрылась. После еще нескольких попыток открыть свое дело
Мацуда в 1920 году вместе с группой инвесторов скупил разорившуюся
компанию Abemaki, находившуюся в Хиросиме и занимавшуюся пробковым
деревом. Ее переименовали в Toyo Cork Kogyo и в следующем году Мацуда
стал ее президентом.
Компания на тот момент никакого отношения к
автомобилям не имела и выпускала вышеупомянутые стройматериалы из
пробки. Это занятие позволило заложить финансовый фундамент для
дальнейшей деятельности. В 1927 году из названия компании выпало слово
“cork” – пробка, и компания стала носить имя Toyo Kogyo., Ltd., что было
следствием перехода к промышленному производству. Выпустив в 1920-х
годах небольшую тестовую партию мотоциклов, в 1929 году компания перешла
к производству станков. В 1930 году один из выпущенных компанией
мотоциклов даже выиграл гонку.
В 1931 году компания начала выпускать автомобили в чисто японском стиле
– трехколесные грузовички двигателями объемом 500 куб.см. В качестве
торговой марки для обозначения этих машин было выбрано слово Mazda – имя
зороастрийского верховного бога света, которое к тому же было очень
близко по звучанию к имени основателя компании – Мацуда. А в 1932 году
начался экспорт грузовиков Mazda в Китай. До того, как началась Вторая
мировая война, компания создала несколько концептов легковых
автомобилей, но в серийное производство ни один из них пойти не успел.
После войны и атомного взрыва в Хиросиме завод Toyo Kogyo, к счастью,
был разрушен лишь меньше чем наполовину, и уже в 1950 году компания
начала выпускать трехколесные грузовики с двигателем 1157 куб.см Type CT,
компактные пожарные машины и обычные грузовики. В 1952 году умер
Джуджиро Мацуда; за год до этого президентом компании стал его сын
Тенуджи. Компания начала выпускать легковые автомобили только в 1960
году, когда уже начался рост благосостояния рядовых японцев. Первой
моделью стала R360 – 2-дверная городская машина, оснащенная
2-цилиндровым двигателем объемом 356 куб.см. Она не отличалась особыми
изысками, зато была недорогой и удобной.
Кроме этого, в 1960 году случился ряд событий, сыгравших в дальнейшей
истории Mazda большую роль. Компанию посетил представитель немецкой
компании NSU доктор Хаас, президент Мацуда нанес в Германию ответный
визит, и было заключено предварительное соглашение о сотрудничестве с
NSU в области разработки и производства роторных двигателей Ванкеля.
Официальным началом этого сотрудничества считается 1961 год, когда
соглашение получило одобрение японского правительства. В том же году
вышел компактный пикап Mazda Proceed (B-series 1500). Через год
модельный ряд увеличился – появилась Carol, модель в двух вариантах:
2-дверная Carol-360 и 4-дверный седан Carol-600. Своим дизайном Carol,
как и многие ранние японские автомобили, повторяла модель Ford Anglia.
Уже в 1963 году общее количество выпущенных автомобилей достигло 1
миллиона, и в Токио был показан первый произведенный компанией роторный
двигатель. В 1964 году началась история модели Familia – было
представлено ее первое поколение. Модель Mazda 800cc Station Wagon
начинает импортироваться в Новую Зеландию. Построив в 1965 году
испытательный полигон Миоши, Mazda начала техническое сотрудничество с
английской компанией Perkins Services N.V. в области дизельных
двигателей. 1967 стал годом дебюта модели Cosmo Sports (110S) – первой
модели Mazda с роторным двигателем. В том же году начался
полномасштабный экспорт на европейский рынок. В следующие годы началось
производство одной модели с роторным двигателем за другой: 1968 год –
Familia Rotary Coupe (R100), 1969 – R100 Rotary SS Sedan, 1970 – Capella
RX-2. К 1970 году было произведено 100 000 автомобилей с роторным
двигателем. Кроме этого, в 1969 году Mazda впервые вступила в
сотрудничество с Ford – в области совместного производства
автоматических трансмиссий, открыла сборочный завод в Новой Зеландии, а
в 1970 году начался экспорт автомобилей в США.
1970-е годы открылись еще одной моделью с ротором – Savanna (RX-3),
выпущенной в 1971 году. В следующем, 1972 году, вышла Luce (RX-4).
Компания преодолела рубеж в 5 миллионов произведенных автомобилей, а в
1973 экспорт достиг 1 миллиона автомобилей. Автомобили с роторным
двигателем продавались достаточно успешно, но разразившийся в 1974 году
нефтяной кризис нанес им порядочный ущерб – роторы потребляли больше
топлива и масла, чем другие двигатели. В 1975, 1976 и 1977 годах Род
Миллен выиграл национальное ралли Новой Зеландии на RX-3, а в 1978
появилась модель Savanna RX-7. При ее создании были использованы все
плюсы роторных двигателей; она стала самым быстрым автомобилем в
модельном ряду Mazda – 105-сильный мотор разгонял машину до 200 км/ч.
Тогда же, в 1978 году, был выпущен миллионный автомобиль с
роторно-поршневым двигателем. В 1979 году Род Миллен уехал в США и стал
там чемпионом по ралли, выиграв гонки на автомобиле Mazda RX-7 два года
подряд. В то же время Ford Motor приобрел 25% акций Toyo Kogyo.
В 1980 году Mazda Familia стала автомобилем года в Японии. Автомобильная
марка Mazda в это время уже заняла твердые позиции на мировом рынке. В
США и Европе в 1981 году открылись ее представительства, а в 1982 году
автомобилем года в Японии стала Capella. Она же в 1983 году была
признана лучшим импортным автомобилем в журнале Motor Trend и получила
множество престижных зарубежных наград. На испытательном полигоне Миоши
была построена лаборатория аэродинамических испытаний; появилось новое
семейство микроавтобусов – Bongo/Bongo Brawny. Mazda вступает в
финансовый союз с Kia Motors, купив 8% ее активов. А в 1984 году
компанию переименовали в Mazda Motor Corporation. В 1986 году журнал
Motor Trend назвал Savanna RX-7 импортным автомобилем года; тогда же эта
модель установила национальный рекорд скорости в Бонневиле – 383.724
км/ч в классе SCTA’s C/Grand Touring. В 1987 году, в честь 20-летия
роторного двигателя Mazda, вышла Savanna RX-7 в кузове кабриолет. В
Мичигане начинается производство автомобилей на новом заводе – Mazda
Motor Manufacturing Corporation (MMUC); открывается новый
исследовательский центр в Йокогаме; выходит произведенная на заводе
Mazda модель Ford Festiva (121). В 1988 году в США открываются Mazda
Motor of America Inc. и Mazda Research and Development of North America,
Inc. (MRA) – для объединения всех связанных с Америкой операций. На
американском рынке появляется модель MPV. Mazda разрабатывает новую
технологию окрашивания – покрытие Hi-Reflex. На автосалоне 1989 года в
Чикаго Mazda представила родстер MX-5 Miata. Благодаря удачному дизайну
и невысокой цене эта модель завоевала огромную популярность в США и
других странах. На автосалоне же в Токио была представлена другая модель
– Autozam Carol. Mazda начала импортировать в Японию Citroen BX, а в
следующем, 1990 году - Citroen AX.
В 1990 году в Японии появились такие модели, как MPV, Eunos Cosmo
(оснащенная автомобильной навигационной системой), Autozam Revue (121).
MX5 стала автомобилем года в Новой Зеландии, общее количество
произведенных автомобилей достигло 25 миллионов (из них 1 миллион
экземпляров модели RX-7), открылось представительство в Германии. 1991
год – в Японии выходит седан класса "люкс" Sentia (929), автомобиль
Mazda 787B выигрывает 24-часовую гонку Le Mans (это была первая победа в
этой гонке, одержанная автомобилем японского производства и единственная
победа автомобиля с роторным двигателем), на 29-ом автосалоне в Токио
представлен концепт HR-X с роторным двигателем, работающим на водороде,
в Японии основан канал продаж Efini, появляется новая модель – седан
Cronos.
1992 год – продается 300-тысячный автомобиль MX-5 в мире; RX-7
выигрывает 24-часовую гонку в Дайтоне в классе GTU 11 год подряд; Mazda
Motor Manufacturing Corporation в Мичигане, США, становится компанией
AutoAlliance International, Inc. (AAI) с равными долями в ней Mazda и
Ford; через канал продаж в Японии Eunos представлена новая модель –
MX-6, а также эксклюзивно для внутреннего японского рынка через канал
продаж Autozam начинает выпускаться модель AZ-1, двухместный микромобиль,
и модель Eunos 500 (Xedos 6). В то же время бурно развивается
экологическое направление деятельности компании: принимается "Глобальная
экологическая хартия Mazda", разрабатывается новый нейтрализующий
катализатор, который восстанавливает масло из всех типов пластика, а
также первый в мире пластиковый композит многократной переработки. В
Германии и Японии открываются экспериментальные заводы по сборке и
вторичному использованию пластмассовых бамперов. В 1993 году Mazda
выходит на филиппинский рынок легковых автомобилей. С Ford заключается
долгосрочное соглашение с целью улучшения конкурентоспособности
автомобилей. На автосалоне во Франкфурте выставляются HR-X2 и прототип
модели Eunos 800 (Xedos 9), вызвавший большой интерес. А в Японии
появилась новая спортивная компактная модель – Mazda Lantis. Через год,
в 1994 году, открывается музей Mazda, разрабатывается грузовик,
работающий на сжатом газе, а также электромобиль на базе фургона
E-класса. Во Флориде и в Китае открываются тренировочные центры Mazda,
появляется новая модель – минивэн AZ Wagon, и Mazda первой среди
японских автопроизводителей получает экологический сертификат ISO 9002.
В 1995 году общее количество выпущенных автомобилей модели Familia (323)
в Японии достигает 10 миллионов при общем количестве выпущенных
автомобилей Mazda в 30 миллионов. Открывается представительство в
Португалии. Mazda начинает тестирование водородных автомобилей на
дорогах общего пользования; начинает продаваться новая модель – Bongo
Friendee. В следующем, 1996 году, процент доли Ford увеличился с 25% до
33,4%, президентом компании стал Генри Уоллис, в Японии начала
продаваться новая модель – Demio, и в том же году начались ее продажи за
рубежом, и она к тому же стала автомобилем года в Японии. На европейском
рынке начала продаваться модель 121, произведенная на заводах Ford.
Mazda запустила систему “Mazda Digital Innovation (MDI)” –
информационную технологию, позволяющую радикально обновить все стадии
производства автомобилей – от планирования до сборки. Mazda получила
сертификат ISO 9001, снова первой среди японских автопроизводителей. В
1997 году изменился логотип компании на нынешний; в компании вводится
новая система поощрения персонала; возобновляется экспорт продукции на
Тайвань; президентом компании становится Джеймс Миллер; разрабатывается
модель Demio FCEV, работающая на топливных ячейках. В следующем, 1998
году Mazda вступила в альянс Ford/Daimler-Benz/Ballard с целью
разработки технологии топливных ячеек, открывает консультативный центр
по трудоустройству женщин, усиливает свое присутствие на европейском
рынке, начинает производство маленьких турбодизельных двигателей с
непосредственным впрыском. В 1999 году модель MX-5 отметила свое
10-летие, было достигнуто соглашение с Mitsubishi – Mazda начала
поставлять Mitsubishi небольшие коммерческие автомобили. В производство
была запущены новые модели – Tribute и Premacy. Помимо этого, был сделан
такой шаг, как улучшение условий работы для женщин. Президент компании
снова поменялся – им стал Марк Филдс.
2000 год ознаменовался выходом Mazda в сферу электронной коммерции – был
основан “e-Business Enabling Office” и предприняты шаги по улучшению
взаимодействия с клиентами через Интернет. Mazda Roadster, которая в
этом году получила совершенно новый дизайн кузова, попала в книгу
рекордов Гиннесса. На автосалоне в Детройте был показан концепт
RX-Evolve, предшественник ныне выпускаемой модели RX-8. Mazda приняла
участие в совместном с Daimler Chrysler Japan Holding и Nippon
Mitsubishi Oil проекте испытания автомобилей на топливных ячейках. 2001
год – на автосалоне в Токио демонстрируется новая Atenza и
предварительная версия RX-8 с роторным двигателем Renesis; завод Ford в
Валенсии, Испания, выбирается как европейская база для производства
компактных автомобилей Mazda; Roadster получает главный приз "Auto Color
Award 2001"; Mazda расширяет сферы применения материалов из
переработанных пластиковых бамперов. Многие модели Mazda в этом году
получили дополнительные, "спортивные" модификации. В 2002 году компания
открыла собственные ясли и выпустила новую модификацию модели MPV –
Sports F, разработанную женщинами, приняла участие в праздновании
100-летнего юбилея изобретателя роторного двигателя – Ванкеля, вышла на
автомобильный рынок Китая с моделью 323, разработала первую в мире
технологию экологически благоприятного покрытия, развивала программу по
подбору персонала.
В настоящее время Mazda отказалась от выпуска люксовых автомобилей
(которые в ее модельном ряду были представлены седаном Millenia).
Основной упор в производстве делается на легковые автомобили малого и
среднего класса, а также спортивные модели, что руководство Mazda
считает более перспективным и эффективным для дальнейшего развития
компании. В гамме спортивных моделей на смену всемирно известной модели
RX-7 пришла RX-8. В вопросах стратегии развития и продаж компания тесно
взаимодействует с Ford, хотя в производственную сферу Ford не
вмешивается. Mazda по праву может считаться мировым автопроизводителем –
ее сборочные заводы в 21 стране позволяют ей экспортировать свои
автомобили в 120 государств мира.