"Курoрт oт нем. Kurort - лечебнoе
местo, куда oтправляются, oсoбеннo летoм, бoльные и желающие развлечься"
Даль Владимир Иванoвич
Медицинская наука, изучающая испoльзoвание прирoдных фактoрoв для
вoсстанoвления (медицинскoй реабилитации) здoрoвья челoвека называется
курoртoлoгией.
Первые курoрты были дарoваны челoвеку прирoдoй.
В Рoссии первый курoрт пoявился в начале XVIII века пo указу Петра I.
Слoвo «курoрт» в настoящее время сталo настoлькo пoпулярным, чтo
курoртами называют центры гoрнoлыжнoгo спoрта (гoрнoлыжный курoрт),
примoрские гoрoда и oтели у мoря, oтели в местах с благoприятным
климатoм, где предлагают прoграммы красoты, снижения веса, релаксации. С
oднoй стoрoны - этo будтo и не сoвсем «курoрты», - куда oтправляются
бoльные. С другoй стoрoны, эти гoрoда и oтели самые настoящие курoрты,
пoскoльку распoлoжены в самых красивых местах планеты - «лечебных
местах».
Mitsubishi как автопроизводитель родилась в
качестве одной из ветвей многоотраслевого концерна, одной из довоенных
дзайбацу, крупной корпорации, занимавшейся нефтепереработкой, легкой
промышленностью, строительством судов, металлургией, торговлей
недвижимостью, страхованием и многим другим. В сферу интересов
Mitsubishi входил даже пивоваренный завод. Например, знаменитая марка
японского пива Kirin обязана своим происхождением именно Mitsubishi.
Этот разносторонний гигант был основан предприимчивым потомком самураев
– Ятаро Ивасаки, который родился в 1835 году, подростком начал работать
в судовладельческой компании, принадлежавшей самурайскому клану Тоса,
где добился определенных карьерных высот и в 35 лет (в 1870 году) создал
свою собственную компанию, арендовав у Тоса три парохода и назвав свое
детище Tsukumo Shokai. Потом название поменялось – в 1872 году на
Mitsukawa Shokai, в 1874 на Mitsubishi Shokai, и, наконец, в 1875 на
Mitsubishi Mail Steamship Company.
Слово “mitsubishi” переводится как «три бриллианта»
и произошло от выбранной Ятаро для своей компании эмблемы. Эмблема же
получилась таким образом: Ятаро соединил герб своего клана (три ромба
один над другим) и герб клана Тоса (дубовые листья). Кстати, многие годы
вызывал споры вопрос о том, почему Ятаро Ивасаки не использовал в
названии компании своей собственной фамилии. Руководствовался он при
этом явно не скромностью – о нем пишут как о самоуверенном, агрессивном
руководителе; причиной скорее послужило то, что своими первоначальными
достижениями он был обязан клану Тоса – без этой семьи он бы ничего не
достиг. Так клан Тоса, точнее, его герб, послужил причиной того, что
сейчас мы ездим на автомобилях марки Mitsubishi, а не Iwasaki. Эмблема
имеет и смысловое наполнение: три бриллианта символизируют три принципа
работы компании: ответственность перед обществом, честность, а также
открытость для международного сотрудничества.
Mitsubishi, как и остальные самурайские концерны, в довоенное время
придерживалась государственной политики. А так как в конце XIX века и в
Первой мировой войне Япония придерживалась агрессивной военной стратегии,
Mitsubishi принимала самое деятельное участие в строительстве армии,
выпуская самолеты и военные суда. Автомобилестроение в то время не
считалось прибыльным делом – немногие выпускавшиеся в Японии автомобили
собирались вручную, на что уходило много времени и сил. Но в 1917 году
Mitsubishi выпустила свой известный Model A, первый японский автомобиль,
собранный на конвейере. Хотя он не пользовался спросом и в 1921 году был
снят с производства, общество оценило его настолько высоко, что он стал
экспонатом Выставки промышленности Японии в 1922 г.
Впрочем, легковые автомобили все же не представляли для Японии того
времени такого интереса, как автобусы и грузовики. В 1918 году
Mitsubishi выпустила свой первый грузовик – T1. Правительство Японии
профинансировало его 1000-километровый тест на надежность, который он
успешно прошел. В 1923 году Mitsubishi начала выпускать тяжелые
грузовики, которые были востребованы японской армией и оказались
незаменимыми при восстановлении Токио после землетрясения.
1930-е годы стали для Mitsubishi десятилетием успехов и внедрений новых
идей и собственных разработок; в это время Mitsubishi все время
создавала что-нибудь «первое в Японии». Так, в 1931 году был создан
первый японский дизельный двигатель с непосредственным впрыском – модель
450AD мощностью 70 л.с.; в 1932 году был выпущен первый автобус компании
– B46, самый большой и мощный на то время (автобусы этой модели в 1930-х
годах экспортировались в Китай); в 1934 году появился прототип
полноприводного пассажирского автомобиля PX33, в 1935 году – дизельные
автобусы BD46 и BD43, а также форкамерный дизель SHT6, а в 1936 году –
грузовик с дизельным двигателем TD45. Дизельные двигатели все время
совершенствовались, разрабатывались новые, улучшенные их версии. А в
1937 году началось экспериментальное производство грузовиков с полным
приводом (4WD). Кроме этого, в 1934 году в результате слияния
авиастроительной и кораблестроительной ветвей концерна Mitsubishi
появилась группа Mitsubishi Heavy Industry, ставшая поставщиком японской
армии и выпускавшая боевые корабли и самолеты. Эта же группа выпускала
дизельные автомобили. В 1930-е годы Mitsubishi стала вторым по величине
концерном Японии (после Mitsui).
В конце Второй мировой войны, в 1945 году, предчувствуя поражение, Коята
Ивасаки (четвертый президент Mitsubishi из семьи Ивасаки, возглавил
концерн в 1916 году) продал около половины акций частным инвесторам и
выступил с миролюбивыми заявлениями. Впрочем, это не помогло – семья
Ивасаки утратила полный контроль над Mitsubishi, а после войны
оккупационные власти в принудительном порядке начали дробить дзайбацу на
мелкие компании – во избежание возрождения военно-промышленной мощи
Японии. В 1946 году Mitsubishi была разбита на 44 независимые компании,
а в 1950 году Mitsubishi Heavy Industries разделили на три региональные
компании, участвовавшие в разработке и производстве автомобилей.
Экономика страны после войны лежала в руинах; главными требованиями к
автомобилям были надежность и экономичность – топлива не хватало. В 1946
году Mitsubishi выпустила автомобиль, отвечающий этим требованиям –
маленький трехколесный грузовик “Mizushima” грузоподъемностью 400 кг,
недорогой, надежный, экономичный. В том же году был выпущен мотороллер
“Silver Pigeon” и автобус B1, который мог работать как на бензине, так и
на альтернативном топливе. Дальнейшее развитие производства автобусов и
грузовиков продолжилось появлением в 1947 году первого троллейбуса
Mitsubishi MB46 и в 1950 – первого в Японии заднемоторного автобуса R1.
По окончанию оккупации Японии в 1952 году экономическая политика союзных
войск немного ослабла, что дало стимул для развития промышленности.
Компании, на которые распался концерн Mitsubishi, снова стали
использовать это название (что было ранее запрещено) и эмблему
Mitsubishi. В 1954 году несколько предприятий вновь объединились в
Mitsubishi Corporation, но многие продолжили развиваться самостоятельно,
превратившись в настоящее время в крупные компании; около 20 из них
сохранили в своих названиях слово Mitsubishi.
В области автомобилестроения (которая на то время продолжала
ограничиваться грузовиками и автобусами) Mitsubishi продолжила свою
первооткрывательскую традицию, в 1951 году выпустив Т31 – 8-тонный
грузовик с оригинальным типом шасси, потом Т33 – первый японский
грузовик с пневмоподвеской и Т380 – первый японский грузовик с откидной
кабиной, без капота. В 1952 году вышел R2 – грузовик с задним
расположением двигателя; тогда же Mitsubishi осуществила первую крупную
экспортную поставку – автобусы B25 были отправлены в Таиланд. В
следующем году 300 автобусов R32 были экспортированы в Чили и еще 300 –
в 1956 году. Помимо выпуска автобусов и грузовиков, в 1959 году
Mitsubishi выпустила Leo – маленький трехколесный грузовичок.
В 1960-х годах экономика Японии вступила в период своего бурного
развития. Повысились доходы и общий уровень жизни населения и, как
следствие, возник спрос на легковые автомобили. Mitsubishi в 1960 году
выпустила на рынок автомобиль Mitsubishi 500 – экономичный седан,
рассчитанный на массового потребителя и завоевавший большую популярность.
В этом же году началось производство небольших автобусов серии Rosa с
бензиновыми и дизельными двигателями, а в следующем, 1961, была выпущена
модель Mitsubishi 360, ставшая основой для модели Minica (выпущенной в
1962 г.) – 4-местного автомобиля компактного класса. Minica хорошо
продавалась, облагалась низким налогом (так как рабочий объем двигателя
был всего 359 куб.см), была надежной и экономичной. В другом классе –
более крупном и комфортабельном – дебютировал в том же 1962 году Colt
600, а Mitsubishi 500 победил в своем классе в Гран-при Макао – так
Mitsubishi впервые выступила на арене мирового автоспорта. В то же время
компания расширяет гамму коммерческих автомобилей – в 1963 году
появилось семейство легких грузовиков Canter.
В 1964 году произошло слияние трех компаний, на которые была в свое
время разбита Mitsubishi Heavy Industries. Тогда же Mitsubishi
презентовала модель Debonair – представительский автомобиль с
6-цилиндровым двигателем. В 1965 году появилась модель Colt 800, а в
1966 году Colt F3-A выиграл гонку Japan Grand Prix Formula Car Race,
появились модели Colt 1000F и Colt 1100, а также модель Minicab. В 1967
году Colt F2-A выигрывает Japan GP Formula Car Race, а в 1968 Colt F2-B
выиграл Formula Car Race и Speed Cup Race в Пятом Гран-при Японии; Colt
1000F выиграл третье ралли Southern Cross. В том же 1968 началось
производство 600-килограммового пикапа Delica, а также был выпущен самый
быстрый на то время автобус – B906R, способный развить скорость 140 км/ч.
В 1969 году Mitsubishi представила седан Colt Galant, ставший
демонстрацией передовых на тот момент достижений техники и дизайна и
родоначальником целого семейства популярных автомобилей. Расширялся и
модельный ряд коммерческих автомобилей; было запущено в производство
второе поколение модели Minica.
К концу 1960-х годов Mitsubishi завоевала репутацию производителя
автомобилей высокого качества, автомобильное производство заняло
настолько большое место, что назрела необходимость создания единой
корпорации, объединяющей все операции, связанные с автомобилями. Ей
стала созданная в 1970 году Mitsubishi Motors Corporation. В этом же
году презентовали модель Colt Galant GTO и 2-дверный Galant Hardtop, а
также Galant Station Wagon. В 1972 году Galant 16GLS победил в 7-ом
Ралли Southern Cross, проходившем в Австралии. В дальнейшем автомобили
Mitsubishi очень хорошо выступали в мировом автоспорте и продолжают
выступать по сей день, завоевывая все новые и новые награды. Впрочем,
помимо автоспорта, Mitsubishi развивала экологические проекты (например,
двигатели серии MCA – Mitsubishi Clean Air), призванные уменьшить
загрязнение окружающей среды, а также формировала международную
дистрибьюторскую сеть. В 1973 году была запущена в серийное производство
модель Lancer и второе поколение модели Galant. Тогда же разразился
нефтяной кризис. Но, в отличие от сразу же повернувшихся в сторону
экономии топлива автопроизводителей, Mitsubishi отказалась от идеи
ухудшения динамических характеристик двигателей в угоду экономичности.
Разработав в 1975 году технологию Silent Shaft («бесшумный вал») для
своих двигателей серии Astron 80, Mitsubishi получила за нее приз за
научные достижения от автомобильной технологической ассоциации Японии и
продала лицензию на нее Porsche и Volvo. Это, как и прочие
технологические достижения Mitsubishi, позволило ей завоевать мировое
уважение к себе как к автопроизводителю и к японскому автомобилестроению
в целом. Lancer 1600GSR в 1975 году продолжал выигрывать ралли, и тогда
же впервые была показана модель Lancer Celeste. Начался экспорт
автомобилей Mitsubishi в Европу. В следующем, 1976 году, началось
производство третьего поколения Galant, второго Minicab и модели Galant
Lambda (Mitsubishi Sapporo). Galant Sigma выигрывает приз журнала Motor
Fan «Автомобиль года» в категории среднеразмерных легковых автомобилей,
а в 1977 году он стал автомобилем года в Южной Африке. В 1978 году была
презентована модель Mirage (Colt), а также пикап Forte (L200), и уже в
1979 году журнал Motor Fan присуждает модели Colt 1400 GLX звание
автомобиля года в Японии, а L200 становится пикапом года в США согласно
мнению журнала Pickup, Van & 4WD.
Следующее десятилетие – 1980-е годы – стало периодом, в который
Mitsubishi стремилась расширить свое присутствие на мировом рынке. Ее
развитие в эти годы подтверждает эту стратегию. Презентовав в 1980 году
четвертое поколение Galant и полноприводную версию пикапа L200, учредив
Mitsubishi Motors Australia и разработав тогда же первый в Японии
турбодизельный двигатель для легковых двигателей Astron 2300, а в 1981
году учредив Mitsubishi Motor Sales of America, в 1982 году Mitsubishi
представила новую модель – внедорожник Pajero (Montero). Pajero
разительно отличался от внедорожников того времени удачным дизайном,
комфортом и сочетанием лучших динамических и технических параметров.
Кроме Pajero, в 1982 году началось производство модели Starion (оснащенной
системой ABS), седана Tredia и хэтчбэка Cordia, а также полноприводного
варианта Delica. В 1983 году вышла модель Chariot (Space Wagon), а
Pajero выиграли ралли Париж-Дакар. Выиграли они его и в 1984 году. На
Олимпийских играх 1984 года в Сараево и на Универсиаде 1987 г. в Загребе
Mitsubishi стала официальным поставщиком автомобилей. Galant в 1984 году
выиграл немецкий приз «Золотой руль» ("Das Goldene Lenkrad"), а Pajero
выигрывает приз "4x4 of the Year” во Франции и Австралии в том же году и
в следующем, 1985 году Pajero Long Wagon выигрывает тот же приз в
Австралии. В ралли Париж-Дакар Pajero тогда же побеждает в абсолютном
зачете и становится легендой среди внедорожников, завоевав большое
количество наград и звания автомобиля года в 1986 и 1987 годах во многих
странах одновременно. Модель Galant VR-4 стала автомобилем 1987-1988
года в Японии. Colt и Lancer в 1988 году, как и Galant ранее, выиграли
приз «Золотой руль», а Pajero стал обладателем "4x4 of the Year" в
Австрии и получил «Auto-Oscar» от западногерманоского журнала Auto
Zeitung. В Блумингтоне (Иллинойс, США) открылся завод совместного
предприятия Mitsubishi и Chrysler – Diamond-Star Motors Corporation. Эта
компания начала в 1989 году производство модели Eclipse, ориентированной
в первую очередь на американский рынок. 1980-е годы прошли для
Mitsubishi под знаком непрерывных спортивных побед и расширения сферы
своего влияния в мире.
В 1990-е годы спортивные победы автомобилей под маркой Mitsubishi
продолжились – Pajero выигрывал одно ралли за другим. В 1990 году
появилась спортивная модель GTO (3000GT), ставшая очень популярной. В
США она стала лучшим импортным автомобилем 1991 года по оценке журнала
Motor Trend. Но, кроме достижений в спорте, компания занималась и
технологическими разработками – на моделях Sigma и Diamante, запущенных
в производство в 1990 году, была впервые установлена TRC – Traction
Control System (противобуксовочная система). В этом же году началось
производство модели Minica Toppo; по итогам того же года Mitsubishi
стала крупнейшим мировым производителем грузовиков. Sigma и Diamante
стали автомобилями года в Японии 1990-1991 года. 1991 год был отмечен
появлением модели RVR (Space Runner), второго поколения Pajero, на
котором установили новую технологию – Super Select 4WD и многорежимную
систему ABS и пикапа Strada (L200). Mitsubishi установила патронаж над
фестивалем в Брегенце (Австрия) и стала официальным автопоставщиком
Универсиады в Саппоро.
В 1992 году началось производство модели Emeraude, 4-дверного хардтопа
на базе Galant для внутрияпонского рынка, а также появилась модель
Lancer Evolution. В том же году были разработаны системы MIVEC и INVECS,
открылась Mitsubishi Motors Europe Design Studio, а Pajero и Galant VR-4
опять занимают пьедесталы почета на ралли-рейдах. Pajero снова
удостаивается многочисленных призов, равно как RVR, автобусы Mitsubishi
и технология INVECS, ставшая технологией года 1992-93 на японской
исследовательской конференции. В 1993 году совет по охране окружающей
среды Mitsubishi Motors решил принять и проводить в жизнь корпоративные
принципы, направленные на сохранение экологического баланса;
разрабатывается модель Libero EV, электромобиль на базе универсала
Libero. Выходит модель Lancer Evolution II, Mitsubishi Motors становится
официальным спонсором Азиатской футбольной конфедерации, Lancer
Evolution дебютирует в WRC. 1994 год – начало выпуска таких моделей, как
FTO, оснащенной системой INVECS-II и АКПП со спортивным режимом, Delica
Space Gear (L400 / Space Gear), Pajero Mini – маленького полноприводного
внедорожника с двигателем объемом 660 сс. В продажу также поступил ранее
разработанный Libero EV. FTO становится автомобилем года в Японии,
Lancer становится автомобилем года по мнению престижного журнала Car
Information на Тайване, полноприводной L200 в Великобритании получает
титул “Top Pickup 1994/1995” от журнала “What Van?”, а журнал “Which
Car?” присваивает Pajero титул “4WD года 1994”.