|
|||||||
|
|||||||
|
О достопримечательности Троице-Сергиева Лавра. Троице-Сергиева Лавра, крупнейший православный мужской монастырь, основанный преподобным Сергием Радонежским в середине 14 вв. Расположен в Сергиевом посаде Московской области. 17 июля 2014 года в монастыре прошли торжественные богослужения посвященные празднованию 700-летия преподобного Сергия Радонежского. Тысячи паломников посетили лавру, прошли 16 километров крестным ходом из г. Хотьково в Сергиев Посад. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил крестный ход и провел торжественное богослужение на площади Троице-Сергиевой лавры под открытым небом. В торжествах принял участие президент Российской Федирации Путин В. В. и другие официальные лица. В 1337 преподобный Сергий основал маленькую пустынь в честь Святой и Живоначальной Троицы на живописной поляне на горе Маковец недалеко от Радонежа и Хотькова. Первый деревянный храм во имя Святой Троицы был освящен в 1340-х гг. В это же время в братстве преподобного Сергия был принят общежительный монашеский устав, а сам Сергий по просьбе братии стал игуменом. Благодаря авторитету и духовным подвигам преподобного Сергия Троицкая обитель становится духовным центром Московской Руси; здесь Сергий благословил Дмитрия Донского на Куликовскую битву, авторитет преподобного нередко помогал разрешать междуусобные споры удельных князей. Ученики и последователи преподобного Сергия основали 37 обителей в разных местах московского государства, образовав т. н. «сергиевскую» общежительную школу. В 1408 монастырь был разорен войсками хана Едигея. В 1422 обитель восстановили; были открыты святые мощи преподобного Сергия и совершен акт его канонизации как «покровителя земли Русской и заступника перед Господом Богом». К этому же времени относится постройка первого белокаменного собора во имя Святой и Живоначальной Троицы, где были положены святые мощи угодника Божия. Монастырь становится всероссийским местом паломничества, в том числе и царских «Троицких походов». По своей культурной и духовной деятельности Сергиева обитель занимала одно из первых мест в Московской Руси, здесь были сосредоточены переписка рукописей, составление летописания, иконное делание, художественные ремесла. Выдающиеся церковные писатели 15 века Епифаний Премудрый и Пахомий Логофет написали житие преподобного Сергия — замечательный памятник древнерусской литературы, дающий представление о раннем периоде существования Троицкой обители и ее насельниках. При царе Иване Грозном, часто посещавшем Сергиев монастырь, обитель была возведена на степень архимандрии (1561). Настоятели монастыря пользовались особым расположением у царской семьи, принимали в число своих иноков постриженников из знатных семей. После разрушительного пожара 1564 монастырь был восстановлен, и в 1685
освящен монументальный каменный собор во имя Успения Пресвятой
Богородицы. В смутное время монастырь сыграл значительную роль в
консолидации русских сил; обитель выдержала 16-месячную (1608-1609)
осаду войск Сапеги и Лисовского, по молитвам преподобного Сергия
мужественно отражая приступы неприятеля. Настоятель монастыря
архимандрит Дионисий (Ржевитин) и келарь Авраамий Палицын в
письмах-грамотах поднимали дух русского воинства, убеждали собрать силы
для защиты Москвы. Сергиева обитель пожертвовала на защиту Отечества
драгоценные вещи из ризницы и значительные денежные суммы; принимала у
себя раненых. В 1738 по указу императрицы Анны Ивановны монастырь по образцу Киево-Печерской лавры стал управляться Духовным Собором старцев. По указу императрицы Елизаветы Петровны 8 июня 1744 Троице-Сергиев монастырь стал именоваться Лаврой. С 1770 года московские архиереи (архиепископы Московские и Калужские, митрополиты Московские и Коломенские) были священноархимандритами Троице-Сергиевой лавры. С 16 века Троицкий монастырь благодаря щедрым вкладам государей и знатных лиц становится центром крупного монастырского землевладения. В результате конфискации церковных и монастырских владений в 1764 Лавра лишилась большинства угодий и крестьян, которых вместе с крестьянами приписных монастырей числилось до 105 000 душ. Тем не менее, благодаря рачительному ведению монастырского хозяйства Лавра обладала значительными материальными стредствами. Во время Отечественной войны 1812 года обитель пожертвовала русскому воинству 70 000 рублей. Монастырю принадлежали земельные участки с лесом, сенокосами и прудами. Вне Лавры до 1917 располагались здания типографии, литографии, фотографии, две гостиницы, конный двор, мастерские, лавки, часовня. В Троице-Сергиевой Лавре находились следующие святые мощи: в серебряной
раке, пожертвованной императрицей Анной Ивановной, в Троицком соборе —
открытые мощи преподобного Сергия Радонежского; в том же соборе в
Никоновском приделе под спудом мощи преподобного Никона Радонежского; в
Михеевском храме под спудом мощи келейника преподобного Сергия — Михея
Радонежского; в Серапионовской палатке — мощи святого Серапиона,
архиепископа Новгородского. В монастыре находились также мощи
архимандрита Дионисия, митрополита Московского Иоасафа и преподобного
Максима Грека. В ризнице же хранились многочисленные драгоценные царские пожертвования
15-18 вв., представляющие собой замечательные образцы русского
художественно-прикладного искусства. В библиотеке Лавры были собраны
уникальные рукописи и старопечатные богослужебные и
церковно-исторические книги, некоторые из которых принадлежали святым
преподобным радонежским подвижникам. Всего на 1908 в библиотеке
хранились 823 рукописи и 10 000 печатных книг. В Троице-Сергиевой Лавре были захоронены многие замечательные лица
русской истории: князь Андрей Радонежский, жена датского принца Магнуса
Марфа Владимировна, дочь князя В. А. Старицкого, семья царя Бориса
Годунова, деятели освобождения Москвы от поляков в начале 17 в. — князь
Д. Т. Трубецкой и Прокопий Ляпунов. На кладбищах и в храмах Лавры
погребены представители знатных русских фамилий — Бельских, Пронских,
Воротынских, Нагих, Одоевских, Оболенских, Глинских и многих других. До 1814 в Лавре действовала Троицкая духовная семинария. С 1814 сюда
была переведена московская Славяно-греко-латинская академия,
обосновавшаяся в здании бывших «Чертогов» под названием Московская
Духовная Академия.
Архитектурный ансамбль Уточья башня Памятники 15-17 вв.: в юго-западной части монастыря — белокаменный
Троицкий собор (1422-23), поставленный на месте первого деревянного
храма 14 в. Место Троицкого собора — это исторический центр, вокруг
которого происходило дальнейшее формирование монастырского ансамбля. В
1548 к собору с юга пристроен одноапсидный храм — Никоновский придел.
Возле собора над мощами архиепископа Серапиона, митрополита Иоасафа и
архимандрита Дионисия в 1559 построена Серапионова палатка (перестроена
в первой половине 19 в.). К востоку от собора в 1476 возведена
псковскими мастерами кирпичная церковь-звонница во имя Сошествия Святого
Духа на Апостолов. Успенский собор Величественное здание Успенского собора возведено в 1559-85 по типу
кафедрального Успенского собора Московского Кремля. У северо-западного
угла собора на месте западной паперти в 1780 устроена палатка с шатровой
кровлей над могилами царя Бориса Годунова с семьей. Напротив западного
фасада Успенского собора — комплекс казначейского и примыкающего к нему
больничного корпусов с шатровой церковью преподобных Зосимы и Савватия
соловецких (1635-38). За ними располагаются Крепостная палата и комплекс
Келарских палат (рубеж 16-17 вв. ). В юго-восточном углу монастыря —
Предтеченский и Варваринский корпуса братских келий (1640), а также
Экономический корпус между надвратной церковью и Успенскими воротами. На
месте древней надвратной церкви во имя преподобного Сергия (1513) у
главного входа в монастырь на средства Г. В. Строганова построен храм во
имя святого Иоанна Предтечи (1692-99). Выдающийся памятник московского
барокко — комплекс монастырской трапезной с церковью преподобного Сергия
Радонежского на южной стороне монастыря (1686-92). К образцам этого же
стиля принадлежит надкладезная часовня около Успенского собора,
построенная на месте святого источника по типу московских ярусных храмов
конца 17 в. На северной стороне монастыря — двухэтажный кирпичный корпус
Царских Чертогов, представляющий собой уникальный памятник гражданского
зодчества конца 17 — начала 18 вв. Церковь Зосимы и Савватия Памятники 18 века: небольшая церковь во имя преподобного Михея
Радонежского, построенная над его гробом в 1734. Напротив больничных
палат на средства графа А. Г. Разумовского в 1746-48 возведена изящная
церковь Смоленской иконы Божией Матери — замечательный памятник
елизаветинского барокко (предположительно по проекту архитектора князя
Д. В. Ухтомского). Колокольня В юго-восточном углу монастыря располагались Митрополичьи покои с
Патриаршей и Царской палатами, построенные для приезжающих в Лавру
архиереев (перестроены в 1778). Пятиярусная вертикаль Лаврской
колокольни на древней площади монастыря (архитекторы И. Ф. Мичурин и Д.
В. Ухтомский; 1740-70) как бы завершает ансамбль зданий монастырской
трапезы и Чертогов, являясь архитектурно-композиционным центром всей
Троице-Сергиевой Лавры; по архитектурной композиции, изяществу силуэта и
декоративному убранству здание колокольни принадлежит к лучшим
памятникам русского зодчества 18 в. Недалеко от колокольни в 1792 на
средства митрополита Платона (Левшина) поставлен памятный четырехгранный
обелиск, сложенный из дикого камня, с расположенными на овальных досках
текстами государственных и ратных дел Лавры. |
Достопримечательности
Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро, Есть, Живите, Земля, Иже, Како, Люди, Мыслете, Наш, Он, Покой, Рцы, Слово, Твердо, Уж, Ферт, Херувим, Цы, Червь, Ша, Щ, Э, Юс, Ять.
|
|||||
Copyright (c) 2009 www.infobps.ru | Верещагино |