|
О достопримечательности Успенский собор в Москве.
М.Ю. Лермонтов называл Московский Кремль «алтарем России». Эти слова
можно с полным правом отнести к Успенскому собору в Кремле. На
протяжении веков храм был связан с важнейшими событиями в жизни страны.
Успенский собор служил местом венчания на царство русский царей, местом
избрания очередного главы русской церкви и усыпальницей московских
митрополитов и патриархов.
В конце XII века на месте нынешнего Успенского собора в Кремле стояла
деревянная церковь. Сто лет спустя Московский князь Даниил Александрович
построил на этом месте первый Успенский собор. Четверть века он исправно
служил москвичам, пока Иван Калита, переманивший из Владимира в Москву
митрополита, не затеял роскошное, как ему казалось, каменное
строительство, стремясь подчеркнуть тем самым значение Москвы как
столицы великого княжества — преемницы Киева и Владимира. Но амбиции
Калиты явно превышали тогдашние возможности казны, и построенный им
каменный собор никак не мог претендовать на роль храма
общегосударственного значения. Несмотря на переезд митрополита в Москву,
старый Успенский собор во Владимире продолжал оставаться главным храмом
Русской земли — в нем проходили торжественные церемонии «посажения на
стол» великих князей. К тому же собор Ивана Калиты быстро обветшал, так
что спустя полтораста лет его приходилось подпирать толстыми бревнами,
чтобы он не обвалился.
В начале 1470-х годов великий князь Московский Иван III повелел начать
строительство нового огромного собора, который своим обликом должен был
соответствовать создаваемому им единому Русскому государству. Возведение
нового храма поручили мастерам Мышкину и Ивану Кривцову. За образец им
указано было взять Успенский собор во Владимире, но при этом превзойти
его в длине и ширине.
Кривцов и Мышкин начали строительство собора в 1472 году. В 1473—1474
годах были сложены стены собора и возведены своды. Но когда приступили к
кладке верха, собор обрушился. Причинами разрушения оказались
нерациональное устройство лестницы, ведущей на хоры, и плохая вязкость
раствора: «Зане же жидко растворяху, ино не клеевито». Разрушение почти
готового собора произвело чрезвычайно тягостное впечатление на
москвичей. Иван III пригласил для возобновления строительства мастеров
из Пскова, считавшихся тогда лучшими в России зодчими. Но приехавшие в
Москву псковичи, осмотрев руины собора, наотрез отказались его
достраивать. Это побудило Ивана III к нестандартным решениям. Для
задуманного им грандиозного переустройства столицы он пригласил
архитекторов из Италии. Посланный им в Венецию дьяк Семен Толбузин
встретился там с Аристотелем Фьораванти, известным итальянским
строителем из Болоньи. Фьораванти быстро согласился ехать в далекую и
малоизвестную Московию — как раз незадолго до того у него возникли
неприятные трения с муниципалитетом Болоньи, и переезд в далекую
Московию мог надежно защитить его от притязаний властей.
Аристотель Фьораванти (род. между 1415 и 1418 г.) прибыл на Русь в марте
1475 года со своим сыном Андреа и молодым помощником Пьетро. Он привез с
собой много новых технических идей, которые затем прочно вошли в
практику русского строительства. Благодаря его знаниям и опыту в русском
строительстве стали применяться густой раствор, сочетание белого камня с
кирпичом, небольшая толщина сводов — в один кирпич, подъемные механизмы,
железные связи, более удобный по формату кирпич. Фьораванти предложил
новые методы кладки — по «правилу» и «кружалу», что сразу отразилось на
архитектуре зданий.
Фьораванти был вынужден считаться с русской архитектурной традицией и
приспосабливать привычные ему формы итальянской архитектуры к русской
основе. Ознакомившись со старинными церквами Новгорода и Владимира,
Фьораванти заложил Успенский собор по новым принципам — «палатным
образом», создав весьма оригинальное в архитектурно-художественном
отношении сооружение. Соединивший в себе достижения новгородской,
владимиро-суздальской и итальянской (эпохи Раннего Возрождения)
архитектурных школ, Успенский собор стал основным храмом страны.
Главенствовавший над городом, он воспринимался «яко един камень» и при
относительно небольших размерах производил грандиозное впечатление. Его
равномерно освещенный интерьер, напоминающий огромный зал, поражал
современников «величеством и высотою, светлостью и звонностью и
пространством». «Бысть же та церковь чудна вельми величеством и высотою
и светлостью и звонкостью и пространством. Такого же прежде не бывало на
Руси, оприч Владимирской церкви», — писал летописец. А преподобный Иосиф
Волоцкий отмечал: «Ее достойно назвать земным небом, сияющим, яко
великое солнце посреди Русской земли».
Грандиозный и величественный Успенский собор в Кремле открыл новую
страницу в истории русской архитектуры. Он затмил собой все ранее
существовавшие на Руси постройки и до самого конца XVII века служил
русским зодчим образцом для подражания, положив тем самым начало целой
архитектурной эпохе.
Три придела собора напоминают о древних церквах, существовавших в Кремле
до постройки собора. В одном из них, во имя Святого Дмитрия Солунского,
погребен князь Юрий Московский, брат Ивана Калиты. Второй придел
посвящен верховным апостолам Петру и Павлу, третий, во имя Похвалы
Богоматери, устроен святым Ионой, митрополитом Московским, ради
избавления Москвы от нашествия татар.
Внутри собор поражает своей строгостью и пышным великолепием. Его
украшает «велелепная» роспись, над которой на протяжении столетий
трудились лучшие мастера страны. Система росписей Успенского собора
выражает идею торжества Вселенской Церкви. Этой идее подчинено
расположение икон в иконостасе, росписей на стенах и сводах храма. В
этом создатели собора следовали старинному приему — обучению закону
Божию через образы, так как далеко не все знали грамоту, и очень
немногие могли читать духовную литературу в силу того, что книг, которые
тогда еще переписывались от руки, было мало, и они стоили очень дорого.
После освящения собор еще два года стоял нерасписанным, пока в 1481 году
к работе над восточной, алтарной, частью собора не приступил великий
русский иконописец XV века Дионисий с учениками — Тимофеем, Ярцем и
Коней. Росписи Дионисия в алтаре Успенского собора частично сохранились
и дошли до наших дней. Его кисти принадлежат также несколько икон
Успенского собора: храмовая икона «Успение Богоматери», иконы «О тебе
радуется», «Петр митрополит с житием», «Алексий митрополит с житием».
К росписям северной, западной и южной стен собора приступили только в
1513 году. Как выглядела эта роспись — неизвестно, так как пожар 1626
года очень сильно повредил ее, и в 1642 году было принято решение
расписать собор заново. Более ста живописцев приехали по царскому указу
в Москву. Два года трудились мастера. Новая роспись была пышнее и богаче
старой — только на позолоту было израсходовано более двух тысяч тонких
листов золота. А через восемь лет после окончания росписи собора мастера
Троице-Сергиева монастыря создали новый, существующий ныне иконостас.
По мере присоединения к Москве новых земель в Успенский собор
переносились особо почитаемые местные иконы. Тем самым идея единения
Руси приобретала сакральное значение. Так в Успенском соборе оказались
древние иконы новгородского письма XII века — «Устюжское Благовещенье» и
«Деисус», икона XII века «Спас Нерукотворный» из Владимира, «Деисус»
работы владимиро-суздальских иконописцев конца XII века, иконы,
относящиеся к самому раннему периоду московской государственности: «Спас
Золотые Власы» и «Михаил Архангел», относящиеся к рубежу XII—XIII веков,
иконы времен Ивана Калиты — «Спас Ярое Око» и «Борис и Глеб на конях»,
принадлежащие кисти московских мастеров XIV века.
В Успенском соборе хранилась одна из главных святынь Русского
государства — Владимирская икона Богоматери, перевезенная сюда в 1395
году из Владимира. В тот год, взяв Елец, полчища Тамерлана двинулись на
Москву, и не было спасения царствующему граду... Тогда из Владимира в
Москву была доставлена Владимирская икона Богоматери, и в тот же день «Темир
Аксак царь убояся и устрашися... и к Руси тыл показующи, аки некими
гонимы быша». По преданию, Владимирская икона Богоматери была написана
святым евангелистом Лукой и принесена из Царьграда в дар князю Андрею
Боголюбскому.
Южный портал собора украшают врата работы балканских мастеров XIV века,
перевезенные в 1401 году из суздальского Рождественского монастыря. На
медных пластинах ворот золотой наводкой изображены сюжеты на библейские
темы.
Каждая эпоха оставляла свои памятные следы в Успенском соборе. В 1551
году, во времена Ивана Грозного, резчики по дереву изготовили и
установили в храме узорочное «царское место», или, как его стали
называть, «Мономахов трон». Ножками трона служат четыре вырезанных из
дерева зверя, а стенки трона покрыты барельефами, изображающими
получение Владимиром Мономахом царских регалий в Константинополе. Над
троном возвышается резной шатер на фигурных столбиках. Рассказывают, что
когда при подготовке к коронации Екатерины I этот трон хотели убрать из
собора, то Петр I сказал: «Я сие место почитаю драгоценнее золотого за
его древность, да и потому, что все державные предки, Российские
государи, на нем стояли».
В алтаре Успенского собора находились три больших креста, называемых
Корсунскими. По преданию, их привез из Корсуни в Киев святой
равноапостольный князь Владимир, откуда они попали во Владимир, а затем
в Москву.
В ризнице собора хранился яшмовый сосуд для драгоценного мира, которым
русских царей помазывали при венчании на царство, — так называемая
Августова Крабия. Этот сосуд, по преданию, принадлежал еще римскому
императору Августу. Из Рима он попал в Византию, а оттуда был прислан в
дар императором Алексеем Комнином Владимиру Мономаху. Среди утвари
собора выделялись два потира, привезенные Иваном Грозным из Новгорода.
По преданию, они принадлежали святому Антонию Римлянину и были привезены
им из Рима.
С Успенским собором связаны трагические страницы Отечественной войны
1812 года. Французы устроили в соборе конюшню. А перед своим бегством из
Москвы они вывезли из собора более 5 тыс. тонн серебра и около 300 кг
золота. После войны из серебра, отбитого у французов, была отлита
центральная люстра храма.
В Успенском соборе погребены все митрополиты и патриархи Московские —
Петр, Иона, Филипп, митрополиты Феогност, Киприан и Фотий и другие, за
исключением святого митрополита Алексия, погребенного в Чудовом
монастыре, и низвергнутого патриарха Никона, похороненного в
Новоиерусалимском монастыре. |
Достопримечательности
Удивительные
и невероятные!!!
Аз,
Буки,
Веди,
Глаголь,
Добро,
Есть,
Живите,
Земля,
Иже,
Како,
Люди,
Мыслете,
Наш,
Он,
Покой,
Рцы,
Слово,
Твердо,
Уж,
Ферт,
Херувим,
Цы,
Червь,
Ша,
Щ,
Э,
Юс,
Ять.
Первые Олимпийские зимние игры в истории России станут XXII Олимпийскими зимними
играми
и будут проходить с 7 по 23 февраля 2014 года в
городе Сочи !
|