Достопримечательности
города
Звенигород.
Герб города Звенигород. |
|
|
|
|
|
Успенский собор в Ярославле.
|
Город
Звенигород.
Город Звенигород в Подмосковье имеет богатое и интересное историко-культурное прошлое, а красота местности, в которой он расположен, всегда вызывала восторженные отзывы побывавших здесь людей. В их числе такие выдающиеся представители русской культуры, как Н. М. Карамзин, А. И. Герцен, А. П. Чехов, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, К. А. Коровин, С. И. Танеев, Ф. И. Шаляпин. Живописная природа звенигородского края вдохновила Левитана на создание таких известных полотен, как “Саввинская слобода”, “Вечерний звон”, “Мостик”.
В 1884—1886 годах в больнице Звенигорода в качестве уездного врача работал А. П. Чехов, написавший за это время несколько своих рассказов. До сих пор в городе сохранилось небольшое здание бывшей земской больницы, стены которой помнят этого удивительного человека. В соседней деревне Дютьково жил и творил композитор С. И. Танеев. Его дом сегодня превращен в музей.
На территории Звенигорода сохранилось немало памятников истории и культуры. Не менее интересны и окрестности города, где расположены такие известные усадьбы, как Введенское, Ершово, Кораллово, Большие Вяземы, Уборы...
Наиболее ранние поселения существовали на территории Звенигорода еще в XV—V веках до нашей эры, то есть в эпоху каменного века. Найденная в результате археологических раскопок Устьинская стоянка - одна из древнейших в Подмосковье. Здесь были найдены также памятники льяловской, фатьяновской и дьяковской культур, создатели которых относились к угро-финским и восточно-балтским племенам. Одно из древних городищ было обнаружено вблизи Саввино-Сторожевского монастыря.
В конце первого тысячелетия нашей эры сюда с верховьев Оки пришли славянские племена вятичей. Следами их пребывания на звенигородской земле являются такие характерные археологические памятники, как могильные курганы. Число этих курганов очень велико. В так называемой Саввинской слободе их насчитывается двадцать восемь, в Кораллово под Звенигородом — пятьдесят шесть и т. д. Найденные в курганах знаменитые височные кольца - украшения женщин из племени вятичей, изделия гончаров, пряслица и другой археологический материал хорошо представлены в краеведческом музее города Звенигорода, который располагается в зданиях Саввино-Сторожевского монастыря.
Согласно данным археологических раскопок, город возник в двенадцатом веке. В XII—XIII веках он уже имел укрепления. Звенигород всегда имел большое значение как стратегически важный оборонительный пункт на подступах к Москве. Согласно одной из легенд, даже само название города произошло от того, что звоном своих колоколов он предупреждал жителей Москвы о грозящей опасности. Но если подобное толкование так и остается красивой легендой, то Саввино-Сторожевский монастырь Звенигорода очевидно сохранил название находившейся ранее на его месте так называемой “сторожи” московских воевод. Монастырские укрепления были стратегически важными не только в Звенигороде, но и в других городах московского края. Так. “сторожей” назывался знаменитый Иосифо-Волоколамский монастырь.
Иван Калита (до 1296-1340) ставил Звенигород на второе место после Москвы.
В 1389-1434 годах Звенигород входил во владения второго сына Дмитрия Донского Юрия (Георгия), прозванного Звенигородским, и являлся его резиденцией. Именно при этом князе город достиг особого расцвета и даже чеканил собственную монету. Но главное, что в этот период появились два таких значительных архитектурных памятника, как Успенский собор на Городке, то есть на территории кремля, и собор Саввино-Сторожевского монастыря. Остатки древних укреплений кремля - земляные валы - отчетливо видны и по сей день и также относятся к этому времени. Каменных стен город не имел ни когда. Обитатели его довольствовались деревянным, бревенчатым детинцем с четырьмя башнями по углам и земляными укреплениями, обмазанными глиной, - скользкая поверхность таких валов затрудняла действия противника.
В ходе объединения русских земель Звенигород стал частью Замосковного края. Город разрастался, здесь сложились два посада - Нижний, близ кремля, и заречный Верхний, было несколько церквей. На Нижнем посаде появился Воздвиженский монастырь. Во время Смуты начала XVII века город и Саввино-Сторожевский монастырь были разорены. Городской Воздвиженский монастырь, а также несколько церквей так и не смогли возродиться после Смутного времени. Тем не менее уже во второй половине XVII столетия городу, а также (и прежде всего) расположенному неподалеку Саввино-Сторожевскому монастырю вновь суждено было пережить период расцвета. В XVII столетии был причислен к лику святых основатель обители Савва, прозванный Сторожевским и бывший одним из учеников и сподвижников преподобного Сергия Радонежского. В монастырском соборе хранились мощи святого, и царь Алексей Михайлович (1629-1676), отец Петра I, отличавшийся особой набожностью, полюбил приезжать сюда на богомолье. Приезжал он в окрестности Звенигорода и для того, чтобы поохотиться. Охоту, в том числе соколиную, царь любил страстно: за год за этим занятием он мог проводить не один месяц. В связи с тем, что Саввину монастырю благоволил сам царь, а также с тем, что сам он частенько проведывал эту обитель, в монастыре в царствование Алексея Михайловича началось крупное строительство. Неподалеку от стен монастыря выросла стрелецкая слобода. Некоторое время монастырь даже имел ранг лавры. Кстати, Троице-Сергиева лавра (в те времена Троицкий монастырь) также пользовалась вниманием и любовью Алексея Михайловича, как ранее привлекала она особое внимание Юрия Звенигородского, бывшего крестником самого Сергия Радонежского и ставшего духовным сыном Саввы, которого князь пригласил на звенигородскую землю именно из Троицкого монастыря.
После Алексея Михайловича, в 1682 году, стены Саввино-Сторожевского монастыря стали убежищем для второй жены Алексея Михайловича, Натальи Кирилловны Нарышкиной, и ее сыновей - Петра и Ивана, скрывавшихся здесь во время стрелецкого бунта. В 1698 году недалеко от Звенигорода войска Петра I разбили восставшие в очередной раз стрелецкие полки, Мятежные стрельцы были заключены в подвалы Саввино-Сторожевского монастыря, откуда их повезли на казнь в Москву. В 1812 году в монастыре стоял отряд французских войск во главе с вице-королем Италии принцем Евгением Богарне. Легенда гласит, что однажды ночью принцу явился преподобный Савва и обещал сохранить ему жизнь, если солдаты не тронут мощи святого. Евгений Богарне выставил караул возле Рождественского собора и, действительно, вернулся на родину невредимым. В завещании своему сыну герцогу Максимилиану он предписал ему побывать в России и поклониться мощам святого Саввы. В 1839 году герцог Максимилиан, женившийся на дочери Николая I, вместе со своей супругой посетил Саввин монастырь. Потомки четы жили в России до 1917 года. Все они почитали Савву Сторожевского как своего святого покровителя.
В XVIII—XIX веках Звенигород был обычным уездным городом Московской губернии (центром уезда Звенигород стал при Екатерине II) с весьма немногочисленным населением и слаборазвитой, ввиду большей конкурентоспособности близлежащих московских предприятий, промышленностью. Застройка была по преимуществу деревянной. Попытка преобразовать планировку города и внести в нее некоторую регулярность по существу не увенчалась успехом.
С середины XIX века живописные звенигородские земли стали называть “русской Швейцарией”. Они стали популярной дачной местностью и курортом-здравницей. В 1919 году к Звенигороду подвели железную дорогу.
После Великой Отечественной войны окрестности Звенигорода стали рассматриваться прежде всего как оздоровительный регион. Здесь было построено множество санаториев, домов отдыха и пионерских лагерей. В 1965 году Звенигород потерял статус административного центра округи, но приобрел статус города областного подчинения.
В Саввином монастыре в советское время размещались различные учреждения, в том числе здесь был устроен музей, В 1995 году обитель вернулась к церкви, однако музей на ее территории существует и поныне.
|
Достопримечательности
Удивительные и невероятные!!!
Аз,
Буки,
Веди,
Глаголь,
Добро,
Есть,
Живите,
Земля,
Иже,
Како,
Люди,
Мыслете,
Наш,
Он,
Покой,
Рцы,
Слово,
Твердо,
Уж,
Ферт,
Херувим,
Цы,
Червь,
Ша,
Щ,
Э,
Юс,
Ять.
Кулинарные рецепты к празднику Пасхи.
Кулинарные
рецепты.
Пост.
|