Первые Олимпийские зимние игры в истории России станут XXII Олимпийскими зимними
играми
и будут проходить с 7 по 23 февраля 2014 года в
городе Сочи !
Календарь на 2014 год!!!
Весенний праздник
Наурыз
Вкусные
рецепты к празднику Наурыз.
Фото
к обзору Адлера:
Смотреть все фото видов города
Смотреть все фото обезьян.
Смотреть все фото вечерний Сочи
Смотреть все фото красной поляны.
Смотреть все фото дельфинария.
Фото к обзору
Евпатории:
Южный
берег крыма.
Алупкинский дворцово-парковый ансамбль.
Дендрарий.
Ласточкино гнездо.
Фото
Ялты.
Так что же такое курорт?
"Курoрт oт нем. Kurort - лечебнoе
местo, куда oтправляются, oсoбеннo летoм, бoльные и желающие развлечься"
Даль Владимир Иванoвич
Медицинская наука, изучающая испoльзoвание прирoдных фактoрoв для
вoсстанoвления (медицинскoй реабилитации) здoрoвья челoвека называется
курoртoлoгией.
Первые курoрты были дарoваны челoвеку прирoдoй.
В Рoссии первый курoрт пoявился в начале XVIII века пo указу Петра I.
Слoвo «курoрт» в настoящее время сталo настoлькo пoпулярным, чтo
курoртами называют центры гoрнoлыжнoгo спoрта (гoрнoлыжный курoрт),
примoрские гoрoда и oтели у мoря, oтели в местах с благoприятным
климатoм, где предлагают прoграммы красoты, снижения веса, релаксации. С
oднoй стoрoны - этo будтo и не сoвсем «курoрты», - куда oтправляются
бoльные. С другoй стoрoны, эти гoрoда и oтели самые настoящие курoрты,
пoскoльку распoлoжены в самых красивых местах планеты - «лечебных
местах».
|
АЛАТЫРЬ
(чуваш. Улатăр) — город в России, административный центр Алатырского района Чувашии, республиканского подчинения.
Население 45,8 тыс. чел. (2002), из них 87,3 % — русские, 7,2 % — мордва, 4,1 % — чуваши, 1,3 % — другие национальности.
Территория города — 41,7 км².
Город расположен в Среднем Поволжье, на левом берегу реки реки Сура, при впадении в неё притока Алатырь, в 185 км к югу от столицы республики, города Чебоксары. Расстояние до других крупных городов: Саранск — 147 км, Ульяновск — 160 км.
Через город проходит железная дорога Казань — Канаш — Пенза. Автодорога Алатырь — Ядрин соединяет город с автомагистралью М7 «Волга» Москва — Нижний Новгород — Казань. Кроме того, через город проходит дорога Нижний Новгород — Ульяновск, что обеспечивает надёжную связь со всеми регионами Поволжья.
Город был основан в 1552 Иваном Грозным, однако поселение на этом месте появилось значительно раньше, о чём свидетельствуют находки археологов.
Алатырь является естественным и историческим центром одной из самых интересных «провинций» России. Он стягивает под свою опеку собственно Алатырский район Чувашии, соседние районы Нижегородской и Ульяновской областей, Мордовии. Кроме того, город традиционно ориентируется на регион Нижнего Посурья. Так, когда едешь из Алатыря напрямую в Канаш, через леса, тянущиеся до Ибресь, редкие в этой республике с нижайшей степенью сельскохозяйственной освоенности, то понимаешь, что хуже дороги только в Казахстане, а глуше места разве только в режимных зонах Мордовии. Это, кстати, указывает на отдельность, обособленность Алатырской местности от основной территории Чувашии. В то же время, в Шумерлю, вдоль Суры проложена хорошая дорога. С основной Чувашией город связан через Чувашское Посурье, через Ядрин и Шумерлю, которые в свою очередь завязаны на Нижний Новгород.
История
Официальной датой основания города считается 1552 год — время первого упоминания Алатыря в Патриаршей (Никоновской) летописи.
Упоминание Алатыря в одном ряду с другими городами позволило историкам высказать предположение, что к тому времени город уже существовал. В частности, в «Географическом Лексиконе» Ф. А. Полунина приводятся сведения, указывающие на то, что Алатырь был основан ещё в XIII веке, во времена княжения Юрия Всеволодовича Владимирского как острог на месте мордовской деревни, который в XVI веке был перенесён Иоанном IV на новое, более удобное для крепости место.
Разногласия среди историков вызывает и то, когда в действительности русское войско во главе с царём проходило по территории нынешнего города. Так, один из исследователей истории Присурья В. М. Шишкин, считает, что Алатырь мог быть основан Иоанном Васильевичем во время не последнего, а ещё 1-ого казанского похода (то есть в 1547—1548 годах).
Безусловным и неоспоримым является лишь тот факт, что поселение на месте современного города существовало задолго до его упоминания в русских летописях. Это подтверждается и найденными остатками древнего городища (предположительно принадлежавшего одному из мордовских племён), и археологическими находками (в том числе X—XII веков), и сохранившимся в топонимике Алатыря названием эрзянского поселения Сандулеи (эрз. — Сянглей, «Развилка реки»).
Так или иначе, не позднее 1552 года (по версии В. Э. Красовского — 4 августа 1552 года [4]) царь Иоанн Васильевич подошёл со своим войском к высокому берегу Суры в месте впадения в неё реки Алатырь и «…приказал тут же при себе… построить город рубленый и укрепить его по всем правилам тогдашнего крепостного искусства, назвав его по имени реки — Алатырем» [4]. Именно с этого времени началась история города Алатыря как русского военного, культурного и религиозного форпоста на восточных границах Московского государства.
Вместе с Ядрином, Васильсурском и Курмышом (в настоящее время — посёлок на другой стороне Суры, в Нижегородской области, примерно между Ядрином и Шумерлёй) эти остроги стали проводниками военно-административного влияния Нижнего Новгорода — руки молодого Российского государства, обращённой на восток, на земли «горных черемис». Горные черемисы, то есть местные чуваши и правобережные марийцы, в свою очередь, за год до взятия Казани были приняты «под руку» Иоанна Васильевича, и это, по мнению историков, решило судьбу Казанского ханства. Так что, отмеченные в июне 2001 года 450 лет вхождения Чувашии в состав России, 450-летний юбилей Алатыря в 2002 году и 450 лет взятия Казани — связаны весьма тесно.
Алатырь. Симбирская улица. Фото нач. XX векаПосле того, как основанный на месте булгарского Сенбера русский Симбирск (по-чувашски до сих пор город называется «Чěмпěр») стал крупным административным центром, Горная сторона (почти территория современной Чувашии), «висевшая» между Нижним и Казанью, оказалась «растянутой» между вершинами треугольника — Симбирском, Нижним Новгородом, Казанью. Южные её районы, а также юг нижнего Посурья с Алатырем (то есть южная часть Алатырской провинции), передаваемые от Казани к Нижнему и обратно, в 1780 году отошли к Симбирскому наместничеству (затем губернии). В том же году Алатырь стал городом. На Симбирск, кстати, ориентировалась в XIX веке и большая часть Чувашии, по крайней мере, культурно (влияние Н. Новгорода не шло дальше Ядрина, а Казань была центром татарским и исламским). В Симбирске взросла национальная чувашская интеллигенция, следовательно, этот город есть место рождения современного национального самосознания чувашей. В этом плане, Алатырь — город двух монастырей, крупный миссионерский центр (ориентированный на чувашей и мордву), стал культурным форпостом Симбирска.
Советская власть внесла свои коррективы в ситуацию: для молодых национальных автономий были «взращены» собственные политические, экономические и культурные центры. Так возникли Чебоксары и Саранск. Соответственно, тройная периферия, включавшая всю нынешнюю Чувашию, половину Мордовии, юго-восток Нижегородской и северо-запад Ульяновской областей перестала существовать. Реликт этой территории — общая периферия четырёх городов (Н. Новгорода, Чебоксар, Ульяновска, Саранска) с центром в Алатыре, место пересечения разных экономических зон влияния, исторических, культурных регионов и национальных ареалов. Отсюда до Саранска 145 км, до Ульяновска 160 км, до Чебоксар 185 км.
Проведённое в 1920-х годах административно-территориальное межевание привело к ликвидации таких периферийных территорий. Части алатырского уезда, с которыми город до сих пор имеет тесные связи, были переданы Нижнему Новгороду, Саранску и Ульяновску, сам же Алатырь — русский город на мордовских землях (многие русские тут — ассимилированная мордва) — после некоторых колебаний был передан в состав Чувашии.
Демография
Численность населения Алатыря изменялась следующим образом: в 1795 г. в городе проживало 2830 чел., в 1825 г. — 3565. После постройки в 1893 году Московско-Казанской железной дороги, прошедшей через Алатырь, население города стало стремительно расти: в 1897 году оно составило 12209 чел., а к 1915 году — удвоилось, достигнув отметки в 25144 чел. и превратив Алатырь в крупнейший город на территории современной Чувашии (для сравнения — население Чебоксар в начале XX века составляло около 5500 жителей).
После 1917 года темпы роста населения города заметно снизились: в 1939 г. численность жителей составила 29800 чел., в 1959 г. — 36900 чел., в 1979 г. — 45300 чел., в 1989 г. — 47600 чел. Кризис в стране привёл к тому, что с начала 1990-х годов население города стало уменьшаться и составило по данным переписи 2002 года 43000 чел.
Политика
Местная администрация в Алатыре находится в конфликте с республиканскими властями из-за вопроса о языке. По закону, все чиновники республики должны знать чувашский язык, но в русском районе этот закон практически не соблюдается, что не устраивает Чебоксары. Местные власти из-за этого в обиде и мечтают о переподчинении Ульяновску. Однако, кажется, это не самый лучший выход. Ульяновск за последние сто лет постепенно сдаёт позиции центрам национальных республик и Самаре. Зона его влияния сильно «обкусана», город бедный и на крупный региональный центр уже не тянет. Сам Алатырь в своих внешних связях в большей степени сориентирован на Нижний Новгород и Чебоксары. Так что, стоит, видимо, обеим сторонам проявить гибкость: Чебоксарам разрешить местным чиновникам незнание «второго государственного», а в Алатыре организовать каких-нибудь переводчиков, чтобы самые важные документы были двуязычны.
В Алатыре открыт филиал ЧГУ (как и в других городах Чувашии). Значительная часть городского бюджета дотируется республикой (а это серьёзная помощь для города в котором много проблем, которые сложно решать усилиями муниципальной власти). Хотя до окончательной «привязки» города к основной территории Чувашии ещё далеко; возможно, этого не произойдёт ещё долго: в силу специфики своего географического положения и своих связей Алатырь всегда будет стоять особняком.
Заповедник
Нельзя не заметить и возможных положительных сторон пребывания Алатыря в составе Чувашии. С одной стороны, советские национальные автономии были на просторах РСФСР чем-то вроде заповедников, где вся жизнь имела право идти немного не так как везде, имело место повышенное внимание к вопросам национальным и культурным. Это, вкупе с интенсивным ростом самосознания чувашей, похоже, заставило местных очень отчётливо осознать свою русскость. В итоге, в силу и обособленности Алатыря от Чувашии, и его нахождения в административных границах и информационном поле республики сформировался русский национальный заповедник внутри чувашского национального. По крайней мере, такого богатства среды не наблюдалось нигде, ни до того ни после. Когда ходишь по городу, местную архитектуру так и хочется назвать благородной аристократической, если бы это не были просто деревянные дома. Но зато какие это дома! Такое не видано и в Нижегородских крепких промысловых сёлах. Выкрашенные все в монументальный коричнево-красный цвет, богато убранные резьбой, с двойными дверьми (мало того, таких дверей может быть и двое), важно выступающие на улицу торцом и частью забора, отделяющего двор. Ампир какой-то! Одного этого бы хватило для формирования благородной среды. Но есть ещё старый центр из каменных домов 18-19-начала 20 веков и 17 церквей (то есть заведомо памятников архитектуры), включая два монастыря, к тому же, Алатырь как любой русский город очень хорошо вписан в ландшафт, картинно поставлен на высокий берег Суры, откуда открываются эффектные виды на долины самой Суры и речки Алатырь.
Кроме всего прочего, Алатырские места ещё заповедник и природный, причём уникальный безо всякого преувеличения. Здесь пересекаются три ландшафтные зоны: лесостепь (степное Засурье), смешанные леса и реликтовая тайга.
Православный Алатырь
Кроме того, Алатырцы, остро почувствовав свою русскость, сразу же ощутили и свою православность и даже соревнуются с чувашами в том кто из них православней будет. Шесть действующих храмов, два монастыря, причём один со скитом, на небольшой город — это по нынешним меркам много. Замглавы с некоторой ревностью замечал, что патриарх, приезжавший за несколько дней до, был в Алатыре целых шесть часов, а где-то (камень в огород Цивильска) всего сорок минут.
Возможно, Алатырь вернёт себе славу крупного религиозного центра. По крайней мере, с монастырской спецификой. Епархиальные власти сейчас стремятся сосредотачивать монастырскую жизнь как раз в таких тихих самодостаточных периферийных районах. А сёстры из Киево-Новодевичьего монастыря помогают уже восстанавливать монастырь в Цивильске. Миссионерским же центром город вряд ли вновь станет: и нет нужды (нет уже обширных глухих районов заселённых язычниками), и миссионерская деятельность концентрируется теперь в крупных центральных городах (в Чувашии это Чебоксары, где служит главный чувашский катехизатор отец Владимир Захаров). Приезд патриарха стал для города всё равно как в прошлые времена приезд крупного партфункционера: город вычистили и выблистили. Исторический каменный центр подвергся косметическому ремонту. Цвета, в которые выкрашены дома, иногда слишком кислотные, но зато в очередной раз доказано, что не очень большие средства, потраченные на извёстку и краску, способны творить чудеса. Киево-Новодевичий монастырь отреставрирован на скорую руку и выглядит не совсем уж аляповато, да ещё рядом со сжимающими его с двух сторон пятиэтажками, но внутри всё очень аккуратно, ухожено: радует душу и глаз, как это всегда и бывает в женских монастырях. В Свято-Троицком мужском монастыре начато строительство колокольни, которая поражает воображение своими размерами — в высоту более 80 метров (главный колокол с малиновым звоном — 9 тонн — уже отлит)
] Экономика
В экономическом отношении город начал с торговли пушниной, земледелия и военной службы. В 18-м веке большую роль стали играть ремёсла и торговля. А в 19-м веке Алатырь стал развиваться, специализируясь на обслуживании «подконтрольных» территорий, торговле (город старокупеческий) и, обрабатывая лес, который сплавлялся по реке Алатырь из местных (восточно-мордовских) лесов. В конце 19-го века город прославился ярмарками и сельскохозяйственными выставками. А в начале 20-го тут было 24 фабрики и завода.
В 1893 году здесь прошла железнодорожная линия из Рузаевки на Свияжск (часть дороги ориентированной на связь Москвы с Казанью и дальше с восточными частями страны), были построены депо и железнодорожные мастерские (позднее — паровозоремонтный завод), остававшиеся единственным крупным промышленным предприятием на территории современной Чувашии вплоть до 1930-х годов. Строительство железной дороги послужило толчком активному развитию промышленности и торговли, привело к значительному росту населения.
До войны здешняя промышленность развивалась на старом дореволюционном фундаменте, в 50-60-е же здесь построили заводы «Электроприбор» (чем нанесли непоправимый ущерб историческому центру) и «Электроавтомат», на базе бывших Центральных ремонтных мастерских (ремонт лесообрабатывающего оборудования) открыли электромеханический завод. Но дальнейшего развития подобная высокотехнологичная промышленность не получила. В 1965 году была введена в действие бумажная фабрика. Тем не менее, с конца 1960-х всё заметнее становится "застой" в развитии городского хозяйства и появляются первые признаки начинающегося отставания и упадка Алатыря на фоне других городов Чувашской АССР.
Невнимание к проблемам Алатыря и неуважение его интересов в годы советской власти привело к тому, что самый крупный и развитый город республики уже к 1980 году превратился всего лишь в 4-ый по численности и экономической значимости. Алатырь развивался крайне низкими темпами: жилищное строительство финансировалось по остаточному принципу, его объёмы были значительно меньше, чем в других городах Чувашии, и не удовлетворяли даже текущие потребности; с 1970 по 1980 г. не было построено ни одного нового промышленного предприятия, имеющиеся производства не расширялись. Хроническое недофинансирование работ по благоустройству и развитию городской инфраструктуры привело к серьёзному отставанию Алатыря и в этой сфере (до сих пор в городе очень мало дорог с твёрдым покрытием и нет нормальной системы уличного освещения).
В 1976 году был разработан новый генеральный план Алатыря. Предыдущий был составлен в 1936 году, но так и не был реализован. Новый генплан постигла такая же участь: не были построены запланированные промышленные предприятия и современные жилые районы с развитой инфраструктурой, не развивалась транспортная система, так и не было создано необходимой базы для увеличения объёмов строительства и т.д. Соответственно, не был выполнен и основной пункт плана – увеличение населения города к 2000 году более чем в 2 раза (т.е. с 46.400 чел. на 01.01.1975 г. до 90.000 – 100.000 чел. в 2000 году). Копившиеся в течение нескольких десятилетий проблемы ещё более усугубились в период кризисных 1990-х годов, пополнились новыми, и, в большей части, не решены по настоящее время.
В 90-х все предприятия накрыл кризис. Сказались, естественно, и связи с ВПК, и высокие технологии, и общая бедность республики. С 99-го — 2000-го года появились тенденции к некоторому улучшению. Однако, многие предприятия были безвозвратно утеряны (так, закрылись мебельная и музыкальная фабрики, прекратилось судоходство по Суре), а сохранившиеся испытывают трудности системного характера: отсутствие средств на реконструкцию основных средств, острая нехватка квалифицированных специалистов и рабочих, низкий спрос на продукцию высокотехнологичных отраслей и т.д. Серьёзным препятствием для развития является также то, что в Алатыре самый низкий по республике уровень заработной платы.
Одним из главных ресурсов потенциального развития Алатыря является сфера образования. В городе 11 школ, сельскохозяйственный и автодорожный техникумы, техникум железнодорожного транспорта. Кроме филиала Чувашского госуниверситета есть филиалы Московского, С-Петербургского гуманитарных институтов. В 20-30-е годы в Алатыре существовало много различных учебных заведений (институт природоведения, художественно-гравёрное училище, учительский институт и пр.). В 40-х многие из них перевели в Чебоксары, часть закрыли, часть существует до наших дней. До революции в городе были: реальное училище, мужская и женская гимназии, духовное училище. Есть в городе местная история «легендарного характера»: здесь стоял гренадерский полк, и с тех пор порода людей здесь особая — девушки самые красивые, а мужчины самые решительные, в данный момент, во всей Чувашии. Это лишний раз характеризует алатырцев как особую отдельную ото всех локальную общность. Кстати, главная улица города — Московская.
Алатырь есть город особый. Центр действительной российской глубинки, каких мало сохранилось, уникальной географической периферийной зоны. Алатырь — сочетание странных, удивительных и единственных в своём роде вещей. Продвинутая промышленность и активная религиозная жизнь, замечательный природный и культурный ландшафт, культурно-этнический и исторический заповедник, заповедник особого местного регионального сознания. Город этот благородный, насыщеный, упорный, статный, крепкий и при этом тихий и уютный.
|
Достопримечательности
Удивительные и невероятные!!!
Аз,
Буки,
Веди,
Глаголь,
Добро,
Есть,
Живите,
Земля,
Иже,
Како,
Люди,
Мыслете,
Наш,
Он,
Покой,
Рцы,
Слово,
Твердо,
Уж,
Ферт,
Херувим,
Цы,
Червь,
Ша,
Щ,
Э,
Юс,
Ять.
Я был на эстафете Олимпийского огня!!!
Курорты Болгарии
|